Этногеография и География Религий Лобжанидзе скачать

      Комментарии к записи Этногеография и География Религий Лобжанидзе скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Этногеография и География Религий Лобжанидзе скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шаблоны».

Этногеография и География Религий Лобжанидзе скачать.rar
Закачек 1260
Средняя скорость 7280 Kb/s

Этногеография и География Религий Лобжанидзе скачать

Этнология и география религий

Доцент Дегусарова Валентина Сергеевна

Лобжанидзе «Этногеография и география религий», «Academia», М. 2005.

Гумилёв Л. Н. « Этногенез и биосфера Земли».

Энциклопедии «Народы Мира», «Народы России».

Этнология, наука изучающия процессы и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

ОБЪЕКТ – этносы или этнические общности.

Разделы: антропология, социология, психология, демография, педагогика и ЭТНОГЕОГРАФИЯ

Цели этнологии – объяснить особенности культурного развития народов; устанавлить взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства; определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли народов.

ЭТНОГЕОГРАФИЯ – научная дисциплина, изучающая влияние природной среды на этнос и его компоненты, процессы формирования этнических границ, пространственного взаимодействия этносов в результате этнических процессов.

Предмет – пространственные параметры и взаимодействия этносов с природной средой.

ЗАДАЧИ ЭТНОГЕОГРАФИИ это изучение – расселения этносов и другие аспекты динамики размещения этносов, связанных с изученим этнических территорий и этнических границ; роли демографических процессов в динамике численности этносов; происхождения названий; влияние природных условий на особенности уклада жизни, способы адаптации, видов природопользования; политических, межэтнических и межконфессиональных отношений (в том числе конфликтов).

Понятие ЭТНОС. В России 4 теории этноса. 2 мы рассмотрим.

Дуалистическая теория этноса (Ю. В. Брамлей, институт этнографии АН СССР, ныне Институт этнологии и антропологии РАН).

ЭТНОС – (греч. Народ) исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признакам: происхождение, язык, культура, территория проживания, самосознание и самоназвания.

Этникос – в узком смысле (совокупность представителей одного этноса, независимо от места их проживания).

Этносоциальным организмом (ЭСО) – в широком смысле ( этнос живущий в пределах своего национального государства).

Пассионарная теория этноса Л. Н. Гумилёва.

ЭТНОС – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура). Противопоставлющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплементарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Комплементарность – ощущение своего/чужого.

Стереотип поведения – фундаментальная этническая традиция, включает культурные, мировоззренческие устои формы общежития, хозяйства.

Информационная теория (Чебоксаров Н. Н., Арутюнов С. А.)

Системно-статистическая (компонентная) теория (Марков Г. Е., Пименов В. В.)

В дуалистической теории смена стадий этноса: племя, народность, нация.

Племя формируется в условиях первобытнообщинного строя. Наличие кровнородственных связей. Общая территория проживания. Самоназвание.

Племя. Общий язык. Кривичи, вятичи, дреговичи, родимичи, древляне и т. п.

Народность. Единая территория. Наличие собственной государственности. Самоназвание, известное соседям. Общий язык. Существование наречий и диалектов. Древне-русская народность Киевской Руси, объединившей восточно-славянских и фино-угорских племён при помощи варягов.

Нация – это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базеобщности языка, территории, экономической жизни, а также специфической, только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на её основе национального интереса.

Признаки нации. Этническая общность (культура, язык, быт, образ жизни). Общая территория (хозяйственные и экономические отношения на всей территории законодательства). Граница (признаётся и уважается другими государствами). Развитая экономика. Государство (свои механизмы м атрибуты государственной власти). Национальное самосознание ( знание истории своего народа (этническая память), знание и уважение национальных обычаев, праздников. Традиций, знание языка своего этноса, чувство национального достоинства и национальной гордости.

Этногенез– это зарождение, развитие и исчезновение этноса. От 1200 до 1500 лет. Причина – пассионарный толчок (мутация у группы людей, связанная с влиянием космического излучения, что приводит к изменению стереотипа поведения и появление пассионарности).

Постепенно число пассионариев увеличивается, что приводит к формированию группы людей с новым стереотипом поведения и эта группа людей становится ядром нового этноса.

Уровень пассионарности меняется в течении времени. Выделяют фазы: 1. Подъёма (скрытый и явный). 2. Акматическая . 3. Надлом. 4. Инерционная. 5. Обскурации. 6. Мемориала (реликт).

Структура этноса. Метаэтническая общность/суперэтнос (объединение нескольких этносов на основе общего (дополнительного) признака (исламский мир, славянские народы, этносы Европы).

Супер этнос – объединение этносов, живущих в одном государстве (россияне, советский народ).

Субэтнос – группы людей входящие в состав большого этноса, отличающиеся каким-либо дополнительным признаком (например походчане – колымчане, переезд части этноса на новую территорию и дальнейший этногенез в новых природных условиях).

Особый статус (особая социальная роль) субэтнической группы (казачество).

Религиозные отличия. Латгальцы (католики в отличие от лютеран (коренных латышей)).

Внутри субэтносов формируются более дробные этнические подразделения

Консорция – маленькая группа людей для достижения единой цели. Обладающих единой политической (исторической) судьбой («кружки», секты, банды, артели).

Конвиксия – группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений: (сельские общины, мелкие племена, кварталы).

Этнические процессы. 1. Этноэволюционные ( этническая фузия (объединение нескольких родственных этносов с образованием нового, сильного этноса (славянские народы в Русь). 2. Консолидация (внутренне споление этноса, результатом которого становиться стирание субэтнических различий ). 3. Этногенетическая миксация (амальгация) (объединение нескольких НЕ родственных этносов с образованием нового, сильного этноса (американцы США)). 4. Этническая ассимиляция (растворение мелкого этноса в более крупном этническом массиве, иногда с полной утратой собственных этнических признаков и изменением самосознания (ижовцы, вепсы) ассимиляция может быть естественной (добровольной (браки)) и принудительной. 5. Межэтническая интеграция (объединение нескольких неродственных этносов в результате формируется суперэтнос или мегаэтническая общность).

Этноразделительные 1. Этногенетическая порциация (дивергенция). Разделение этнического массива на несколько составных частей с образование новых этнических групп (древнерусская нация разделилась на: русские, украинцы, белорусы). 2. Сепарация (отделение от этноса его части с образованием новой этнической группы и сохранением старого этнического массива (буры- африканеры – потомки голландских колонизаторов)).

Основные классификации этносов. Географическая (совместное проживание на территории). Антропологическая (расовая) (морфология и физиология тела). Хозяйственно-культурная (степные народы). По численности (китайцы 1300 млн. чел., хиндустанцы 300 млн. чел., арабы 270 млн. чел., американцы 265 млн. чел., бенгальцы 230 млн. чел., бразильцы 185 млн. чел., русские 145 млн. чел., японцы 130 млн. чел., мексиканцы 125 млн. чел., педжабцы 112 млн. чел., яванцы 110 млн. чел., бихарцы 100 млн. чел.). ЛО, водь 64 чел., ижорцы 266 чел. Языковая (этнолингвистическая) (сходство языка и словарного запаса, грамматические формы языка). Выделяется несколько иерархических уровней. Объединяет народы, имеющие отдалённые свойства языков. Индоеворопейская семья 3000 млн. чел., сино-Тибетская 1300 млн. чел., нигеро-кардафанская 435 млн. чел., афрозийская 375 млн. чел., австронезийская 346 млн. чел., дравидская 230 млн. чел., японская 123 млн. чел., 230 млн. чел., алтайская 170 млн. чел. Выделяют изолированные языковые семьи, включающие один народ, говорящий на уникальном языке (айны, японцы, корейцы, баски, нивхи).

Языковая семья делится на языковые группы, включающие этносы (народы) схожие. (германская (датчане, голландцы, австрийцы, фламанцы); романская(итальянцы, французы, молдаване, румыны, волоны, португальцы, Южная Америка); индо-арийская (хиндустанцы, бенгальцы),иранцы (персы, афганцы (пуштуны), таджики); кельты (ирландцы, уэльсцы(валлийцы), готы, бретонцы); славянская; балтийская (литовцы, латыши); уральская семья (маленькая) (венгры, эстонцы).

Выделяют изолированные группы, говорящие на особом языке. В индо-европейской семье Армянская группа. Албанский и греческий языки.

Языковая подгруппа. 1. Западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане). 2. Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы, русины). 3. Южные славяне (черногорцы, сербы, болгары, хорваты, словенцы, боснийцы, македонцы).

Скандинавские страны. Северная (скандинавская) ветвь германской группы. Норвежцы, шведы, датчане, исландцы.

Этническая граница – граница преимущественного проживания или исторически древнего расселения (заселения).

Национальное государство – конституционно-правовой тип государства, форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражающая волю этой нации.

Типы этносов по характеру расселения по отношению к своему государству. 1. Сильно сконцентрированные (японцы 99.8%, хиндустанцы 99.6%, яванцы 99.3%). 2. Рассредоточенные (армяне, евреи, ирландцы, цыгане, таджики). 3. Менее сконцентрированные.

Экстерриториальные этносы – это любой этнос, который проживает за пределами своего национального государства.Разобщенные(этнос проживающий в пределах чужого государства, но является автохтонным (аборигенным) для данной территории). Причины формирования разобщённого этноса 1. Этнос не имел своей государственности (пенджабцы 110 млн. чел., бихарцы 100 млн. чел., телугу 90 млн. чел., курды (Иран, Ирак, Сирия, Турция) 34 млн. чел.,). 2. Деление некогда крупного государства на части, с передачей этой территории другим странам. 3. Несовпадение этнических и государственных границ (албанцы, азербайджанцы).Диаспоры(инонациональная прослойка в национальном государстве, не являющаяся автохтонной (аборигенами) для данной территории). Критерии диаспоры. Рассеивание не менее чем в две периферийные области. 2. У представителей должна быть коллективная память о стране происхождения и её мифологизация. 3. Ощущение своей чужеродности в принимающей стране. 4. Представители стремяться к возвращению или создают миф о возвращении. 5. Помощь исторической родине. 6. Сохранение идентичности со страной происхождения. Крупнейшие – китайская, индийская, русская, украинская, адыгская, армянская, еврейская, греческая.

Коэн Р. 1. Жертва (еврейская, армянская, палестинская). 2. Трудовая (индийская). 3. Торговая (китайская). 4. Имперская ( британская, французская, испанская).

Шеффер Г. 1. С историческими корнями (еврейская, армянская). 2. Дремлющая (американцы в Европе). 3. Молодая (греки, турки, поляки). 4. Зарождающаяся (корейцы, филиппинцы, русские). 5. Бездомная (курды, цыгане, палестинцы).

Статус этноса в межэтнических коммуникациях.

Титульный этнос – доминирующий в государстве, образующий национальное государство, которому этот этнос дал имя.

Национальное меньшинство – все этносы, кроме титульные; коренные народы страны, кроме титульного.

Коренной этнос (автохтонный) – коренные народы страны, в том числе титульный.

Типы государств по национальному составу населения.

Полинациональные (многонациональные) страны 1. С доминирование большой этнической группы (Россия). 2. Дисперсный тип (Индия, ЮАР).

Двунациональные (Канада =франкоканадцы+англоканадцы; Бельгия = фламандцы+валлоны; Кипр=туркикиприоты+греки киприоты)

Мононациональные (Япония, Бангладеш (бенгальцы)).

Этногеография и география религий Лобжанидзе А.А.

Роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации. Формы существования этноса территориальные, культурные, политические, социальные, хозяйственные, лингвистические, конфессиональные и др. Этнические особенности природопользования и видов хозяйственной деятельности (традиционные промыслы и ремесла).

. Этнические процессы в современном мире на этапе постиндустриального развития. Этнические конфликты на пространствах бывшего ссср чечня, северная осетия ингушетия, абхазия, южная осетия, нагорный карабах и др.

Основные методы этногеографических исследований сравнительно-исторический, комплексный подход, географический, количественный, математико-статистический, картографический, системный, структурный и др. Многообразие проявлений культуры (общественное сознание людей, его проявление в поведении и действиях, материальные и духовные результаты деятельности). Природно-социальная среда необходимое условие возникновения этноса.

Крупнейшие этнические конфликты в европе, азии, африке, америке. География основных религий современного мира христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма. Этникос и этносоциальный организм составные части этноса.

В рамках биолого-географического профиля основной упор следует сделать на изучении многообразия этнической картины современного мира, изменчивости человеческого организма в зависимости от условий природной среды, географии размещения основных этнических групп. Единство этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций языка. Народы мира и особенности их размещения на земле основной объект этногеографического исследования.

Национальное самоопределение как одна из глобальных проблем. Зависимость хозяйственной специализации каждого этноса от уровня его социально-экономического развития и характера среды обитания. Необходимость введения курса в содержание профильного образования в 11-м классе старшей школы обусловливается следующими причинами 1) существенными изменениями, произошедшими в национальной политике, как в нашей стране, так и в мире 2) изменением подходов в методологии общественных наук в россии, которые произошли за последние годы 3) общим повышением научного уровня предмета, что связано с появлением новых теорий и концепций этноса, которые в настоящее время активно внедряются в жизнь 4) необходимостью усиленного внимания к вопросам изучения этнических процессов в свете обострения угроз, которые несут мировой системе взаимоотношений этнические и религиозные экстремистские группировки 5) усилением внимания к изучению национальных культур народов российской федерации, реализацией в школе задачи воспитания толерантности к представителям других культур и религий 6) существенными изменениями в учебном плане средней школы, где вопросы этнологии изучаются в курсах география материков и океанов (7-й класс), география россии (89-й классы), экономическая и социальная география зарубежного мира (10-й класс), на разнообразных факультативах. Этно-экологические последствия распространения нетрадиционных видов хозяйственной деятельности на территории обитания этноса. Основные пути решения национальных проблем, национальная политика в различных странах современного мира.

этногеография — Информационные научно-образовательные .


Этногеография и география религий Лобжанидзе А.А.

Теория географического детерминизма и развитие народов в трудах русской географической школы в. Несовпадение пространственных границ распространения культурных явлений и этносов. Национальное самоопределение как одна из глобальных проблем.

Роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации. Народы и религии сибири, дальнего востока и областей kрайнего севера в курсе социально-экономического профиля акцент ставится на изучении социальных форм существования современного человеческого общества, отражающихся в политических конфликтах, межэтническом и межрелигиозном взаимодействии, дестабилизирующих социальных факторах, способствующих возникновению международного терроризма. Расовые признаки и теории формирования рас (моноцентризм и полицентризм).

Язык и письменность, системы письменности народов мира (латинская, кириллическая, арабская, еврейская, индийская, иероглифическая, греческая, армянская, грузинская, эфиопская). Вклад этносов в технологическую сокровищницу (террасирование склонов, подсечно-огневое земледелие, мелиоративные работы и др. Крупнейшие этнические конфликты в европе, азии, африке, америке.

Этногеографическая картина отдельных регионов мира, этническая история регионов и роль древних цивилизаций. Культурное единство и своеобразие каждой этнической системы результат общности исторических судеб многих поколений. ).

Широкие связи с другими науками (лингвистикой, психологией, культурологией, социологией и др. Максаковские чтения материалы всероссийской научно-практической конференции актуальные проблемы современной экономической, социальной и политической географии материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти акад. Курс этнология и этногеография один из новых курсов экономической и социальной географии, который уже несколько лет входит в учебные планы ряда географических и естественно-географических факультетов педагогических институтов и университетов россии.

Этнообъединительные процессы консолидация, ассимиляция, межэтническая интеграция, этническая миграция, акультурация и другие. Этно-экологические последствия распространения нетрадиционных видов хозяйственной деятельности на территории обитания этноса. Двойственность международного права противоречие принципа незыблемости границ и принципа национального самоопределения. Формационный и цивилизационный подходы к эволюции этносов. Самоназвание и самосознание ключевые критерии этноса.


Статьи по теме