Методика Тулуз Пьерона скачать

      Комментарии к записи Методика Тулуз Пьерона скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методика Тулуз Пьерона скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Файлы».

Методика Тулуз Пьерона скачать.rar
Закачек 3204
Средняя скорость 4795 Kb/s

Методика Тулуз Пьерона скачать

С началом обучения ребёнок сталкивается с массой новой информации, но далеко не всё из узнанного на уроках ему интересно. И вот учителя и родители замечают, что младший школьник становится рассеянным. Это свидетельствует о дисбалансе объёма и качества произвольного внимания. Для его диагностики и коррекции используется тест Тулуз-Пьерона.

Cуть диагностики Тулуз-Пьерона

Анри Пьерон — французский психолог, основатель первого в стране института психологии. В начале ХХ века учёный занимался рассмотрением воздействия окружения, в котором живёт индивид, на его психическое состояние. Эдуард Тулуз, один из его соратников, предложил рассматривать любые психические проявления человека как элементы поведения, характерные для определённой среды. Учёные выбрали в качестве экспериментальной группы младших школьников и сосредоточили своё исследование на способах диагностики у них объёма и качества произвольного внимания. Так появилась методика Тулуз-Пьерона, которая позже была адаптирована для испытуемых любого возраста.

Тест Тулуз-Пьерона представляет собой бланк, на котором изображены геометрические фигуры в десяти строчках. Задача испытуемого — вычеркнуть элементы заданной формы и подчеркнуть те из них, которые не похожи ни на один из образцов.

Тестирование Тузул-Пьерона подразумевает исследование таких показателей внимания, как

  • концентрация;
  • устойчивость;
  • распределение;
  • переключение.

Если произвольное внимание у ребёнка развито хорошо, то он быстро реагирует на вопросы учителя, поднимая руку для ответа

Кроме этого, на основе анализа полученных результатов можно выявить:

  • нарушения внимания, носящие нейрофизиологический характер;
  • скорость психических реакций ребёнка;
  • общие характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, устойчивость, периодичность отвлечений и перепады скорости выполнения поставленных задач).

Методика оказывает неоценимую помощь учителю, так как позволяет определить промежуток времени, в течение которого малыш будет сконцентрирован, а значит и оптимальнее распределить учебный материал на уроке. Для психолога тест открывает возможность выбора подходящей коррекционной программы для тренировки произвольного внимания.

Французский писатель Оноре де Бальзак говорил: «Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними».

Описание проведения теста среди младших школьников

Методика Тулуз-Пьерона может использоваться как при работе с ребёнком индивидуально, так и для тестирования целой группы младших школьников. Диагностика детей в возрасте от 6 до 10 лет проводится с использованием специального бланка с двумя, тремя или четырьмя образцами (в зависимости от общего уровня развития малышей — физического и интеллектуального). Кроме форм, понадобится подготовить ключ к тесту, изготовленный из прозрачного материала, а также секундомер.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Учитель рисует на доске образцы и строку с фигурками, аналогичную тренировочной линии элементов, изображённой на бланках для детей.
  2. Затем преподаватель раздаёт школьникам формы для заполнения.
  3. Далее педагогу следует объяснить ребятам: «Посмотрите на свой бланк и на доску — там нарисована тестовая строка, на которой мы потренируемся. Над ней вы видите две (три, четыре — в зависимости от варианта бланка) фигуры. Теперь посмотрите на первый квадратик в строке. Похож ли он на какой-нибудь образец? Да, его мы зачёркиваем. А второй квадратик похож на фигурки-примеры? Нет, подчеркнём его».
  4. Так необходимо проработать с детьми всю тренировочную линию, чтобы школьники поняли суть. Учитель должен посмотреть, насколько качественно каждый ребёнок справляется с задачей. Если ученик путается с вычёркиванием-подчёркиванием, то необходимо пройти всю строку вместе с ним.

Прежде чем ребёнок приступит к самостоятельной работе, учитель должен убедиться, что школьник понял задание правильно

  • Преподаватель ограничивает время выполнения: на проработку бланка детям даётся десять минут, то есть по одной на каждую строку (как правило, дети быстро включаются в такую деятельность, если чётко уяснили для себя модель работы). Можно выделять и больше (от двух до пяти минут), если того требует возраст, темперамент и общий уровень развития ребят.
  • По команде «Стоп!», которую учитель даёт, когда секундомер отсчитает время, выделенное на одну строку, школьники должны перенести взгляд и ручку на следующую линию. Таким образом преподавателю необходимо сигнализировать о переходе к обработке каждой следующей строчки.
  • Обработка и интерпретация результатов

    Обработка результатов тестирования проводится по следующему алгоритму:

    1. По окончании работы с тестом педагогу нужно собрать бланки и на отдельном листе бумаги написать имена всех испытуемых, а справа от них расположить десять столбиков, соответствующих номерам строк в форме для тестирования.
    2. После этого на бланки учеников (по очереди) накладывается трафарет, с помощью которого подсчитывается количество верно отмеченных фигур. В колонках напротив имени каждого ребёнка ставятся цифры, равные числу правильно вычеркнутых элементов в той или иной линии, а через дробь — количество обработанных фигур в строке всего. Если школьник зачеркнул или подчеркнул квадратик неверно, то это считается ошибкой.
    3. Затем подсчитывается общее количество промахов и обработанных элементов, а также выводится сумма правильно отмеченных вариантов.
    4. Для определения скорости переработки информации используется формула: V = N/10, где N — показатель обработанных знаков.
    5. Расчёт коэффициента точности или концентрации внимания производится так: К = (N-A)/N, где A — количество ошибок. Например, всего в 10 строчках ученик отработал 280 фигур, сделав 7 ошибок: (280 – 7) / 280 = 0, 98.

    Когда концентрация ниже 0,88, это говорит о том, что в дальнейшем у ребёнка будут серьёзные проблемы с успеваемостью.

    Расшифровка результатов дана в таблице:

    Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «коррек­турной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцирова­нии стимулов, близких по форме и содержанию, в течение дли­тельного, точно определенного времени.

    Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и пси­хомоторного темпа, вторично — оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные ха­рактеристики работоспособности и динамику работоспособно­сти во времени.

    «Классический» вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, на­чиная с 3 класса. Для детей 6-8 лет (1-2 класс) мы предлагаем упрощенный вариант методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) на детях более младшего возрас­та не рекомендуется, так как он перестает быть валидным.

    В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к ка­кому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Те­стовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном по­рядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два — на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов). В расположенных ниже строч­ках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные — подчеркивать. Время ра­боты с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

    К преимуществам теста относится его независимость от куль­турной принадлежности, уровня вербального и социального ин­теллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Зада­ния простые, решаются наглядно, посредством сравнения с об­разцами. По своему характеру работа с тестом — монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения вни­мания и волевого усилия. Согласно Колларику и Черны, тест стандартизован на нескольких выборках Распределение резуль­татов является нормальным. Валидность доказана по множествен­ным корреляциям с родственными тестами. Прогностическая ва­лидность установлена для оценки успеваемости, технического ри­сования и способностей к технике. При использовании фактор­ного анализа тест попадает в фактор, объединяющий тесты на перцепцию, внимание, память, воображение, общую остроту ума и сообразительность.

    Результаты, полученные на детях, отражают их воз­растное психофизиологическое развитие. Скорость выполнения теста связана с возрастным созреванием нервной системы и своих максимальных значений с последующей стабилизацией дости­гает к 15-18-летнему возрасту.

    Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (занимает не более 15 минут), пригодным для массо­вых обследований.

    Бланк, состоящий из 10 строчек и содержащий два квадратика-образца, рассчитан на дош­кольников (не младше 6 лет) и учащихся 1-2 классов общеобра­зовательных школ.

    Для более полной оценки возможных осложнений в разви­тии ребенка тест Тулуз-Пьерона необходимо использовать в ком­плексе с интеллектуальными и личностными психодиагностичес­кими методиками. В этом случае при тестировании дошкольни­ков и учащихся 1-2 классов процедуру тестирования необходи­мо начинать с теста Тулуз-Пьерона, чтобы определить особенно­сти работоспособности.

    Цель: получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

    Оцениваемые УУД: действие контроля, т. е. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; действие коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия; действие саморегуляции – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий.

    Возраст: с дошкольного возраста до старшего школьного возраста.

    Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

    Организация выполнения задания:

    Обследование с помощью данного теста может проводиться как групповым способом, так и индивидуально. Результаты индивидуального и группового тестирования детей до 12 лет могут и не совпадать! Для диагностики ММД необходимо групповое тестирование. Группа должна быть не менее 6-10 человек. В условиях школы удобнее работать сразу со всем классом. Общее время работы 15-20 минут.

    Инструкция:

    Внимание! Слева в верхней части Ваших бланков нарисованы 2 квадратика. Это – квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики. Если квадратик совпадает с образцом, то его надо зачеркнуть вертикальной линией, а если не совпадает, то его надо подчеркнуть. Посмотрите, как буду делать это я на доске. На тренировочной строке Вы сейчас попробуете зачеркивать и подчеркивать нужные квадратики. (Дети тренируются)

    Нельзя:

    1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

    2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

    3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

    4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квадратики.

    Лучше выполнять задание шариковой ручкой, а не карандашом. Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет дана 1 минута. Как только время пройдет, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка». И в каком бы месте строки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать надо как можно быстрее и как можно внимательнее.

    Все поставили ручки на первую строчку! Начали работу!

    Интерпретация результатов:

    Для обработки и интерпретации результатов рекомендуется использовать методическое руководство «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» Л. А. Ясюковой (СПб, ИМАТОН, 2000). Для обработки результатов наложите на бланк ключ, изготовленный из прозрачного материала. Внутри кружков квадратики должны быть зачеркнуты, вне кружков все квадратики должны быть подчеркнуты.

    Для каждой строчки подсчитывается:

    1. Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).

    2. Количество ошибок. За ошибку считаются: неверная обработка квадратика ребенком (внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его — зачеркнут), любые исправления и пропуски (квадратик вообще не обработан).

    На основании этих показателей рассчитываются скорость и точность (показатель концентрации внимания) выполнения теста. В психологической характеристике скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона обозначается как «скорость переработки информации», а точность выполнения — как «внимательность».

    Скорость выполнения теста рассчитывается как отношение общей суммы обработанных знаков к количеству рабочих строчек (10):

    где n — число рабочих строчек,

    х,- количество обработанных знаков в строке.

    Коэффициент точности выполнения теста вычисляется как отношение общего количества правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков:

    где V — скорость,

    α — среднее количество ошибок в строке,

    n — количество строк,

    Yi — количество ошибок в строке.

    Определение уровня скорости переработки информации и внимательности осуществляется путем сравнения их количественных значений с нормативными данными.

    Показатель точности выполнения теста (внимательность) имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга, или ММД. Если расчетное значение этого показателя попадает в зону патологии, то вероятность наличия ММД исключительно высока. Если показатель точности оказывается в зоне слабого развития, необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона: если значение скорости попадает в зону патологии или соответствует слабому уровню, то ММД также вполне вероятна. В этих случаях необходима консультация невропатолога. Более подробное описание данной методики предсталено в методическом пособии «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» Л. А. Ясюковой (СПб, ИМАТОН, 2000).Если диагноз подтверждается и невропатолог назначает ребенку тот или иной реабилитационный курс, то психологу в этом случае рекомендуется использовать формы работы с ребенком, изложенные в выше указанном методическом пособии.

    Источник: Л.А. Ясюкова, Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб., ГМНПП «ИМАТОН», 2003 – 86 с.


    Статьи по теме