Скачать Слободчиков Исаев Психология Человека

      Комментарии к записи Скачать Слободчиков Исаев Психология Человека отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Скачать Слободчиков Исаев Психология Человека. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Загрузки».

Скачать Слободчиков Исаев Психология Человека.rar
Закачек 2084
Средняя скорость 5566 Kb/s

Скачать Слободчиков Исаев Психология Человека

В. И. Слободчиков Е.И. Исаев

Введение в психологию субъективности

Учебное пособие для вузов

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений

Москва «ШКОЛА-ПРЕСС» 1995

Слободчиков В.И., Исаев Е. И.

С48 Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

Данная книга — первая в учебном комплексе — «Основы психологической антропологии» (вторая — «Психология развития человека»; третья — «Психология образования человека»).

В первой книге изложены предмет, история и методы психологии человека, описаны формы и способы его бытия в мире, представлены основные образы субъективной реальности — индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный. Заключают книгу словарь основных понятий и учебная программа курса.

Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но также — колледжей, лицеев и всем специалистам гуманитарных профилей.

© Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995

Психология человека. Введение в психологию субъективности

ВыдающемусяПедагогу-Гуманисту КонстантинуДмитриевичуУшинскому посвящается

К.Д.Ушинский родился в центре России, в Туле, в 1824 году. Все 46 лет жизни, отпущенные ему судьбой, были годами подвижнического труда на ниве просвещения во благо Родины и каждого ее гражданина. Главной целью жизни К.Д.Ушинского стали теория и практика Образования Человека. Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, его литературные произведения служили задачам создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, реализующей его высшее предназначение. Он по праву считается создателем народной школы

К. Д.Ушинский занял достойное место в ряду великих педагогов мира. Как всякий гений, он неисчерпаем. Еще полностью не описана и не осмыслена его педагогическая система. Многие его идеи и разработки не востребованы жизнью. Авторы считают, что сейчас как раз пришла пора переосмысления, исследования и развития педагогического наследия великого отечественного педагога. Наша книга — скромный вклад в движении к этой цели.

Предлагаемое учебное пособие «Основы психологической антропологии» представляет собой базовый курс по общепсихологической подготовке педагогов и состоит из трех частей: «Психология человека (Введение в психологию субъективности)»; «Психология развития человека (Развитие субъективной реальности в онтогенезе)»; «Психология образования человека (Становление субъективности в образовательных процессах)». В пособии предпринята попытка целостного психологического взгляда на реальность человеческого бытия во всех ее измерениях. Мы убеждены, что именно такой взгляд наиболее адекватен и

Основы психологической антропологии

принципиально значим для деятельности педагога, для реализации современных целей образования, для решения задач развития человеческой субъективности в образовательных процессах.

Отправным пунктом при конструировании и разработке учебного курса по психологической антропологии для нас явились идеи основоположника отечественной антрополого-педаго- гической науки К.Д.Ушинского о педагогике и подготовке профессиональных педагогов. В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он обосновал содержательно-эвристическое понимание педагогики. Педагогика, по К.Д.Ушинскому, — это не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании. Науки, включенные в обоснование и осмысление педагогической деятельности, становятся педагогическими, приобретают педагогический статус. К.Д.Ушинский дал общее наименование таких наук —«педагогическая антропология». Антро-

пология — это учение о человеке как биологическом виде. Педагогическая антропология — это учение о человеке, становящемся в сфере образования. Соответственно, подготовка педагогов должна быть нацелена на «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» 1 .

Особое место в структуре дисциплин педагогической антропологии К.Д.Ушинский отводил психологии. Он писал: «Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между науками» 2 .

Однако, по нашему мнению, психология только тогда соответствует такому высокому назначению, когда она адекватна за-

дачам образования человека, профессиональной деятельности педагога, отвечает тенденциям развития современной гуманитарной и педагогической мысли.

Современная психология является сложно организованной и широко разветвленной системой знания, которая служит основой для многих гуманитарных практик. Каждая сфера общественной жизни должна выстраивать собственную систему психологического обеспечения, буквально выкраивая ее по своим целевым ориентирам из всего массива психологических знаний. В наибольшей степени сказанное имеет отношение к педагогической деятельности, к практике современного образования.

1 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990 Т5. С. 15.

Психология человека. Введение в психологию субъективности

Существующее в настоящее время психологическое образование будущих педагогов по многим позициям не отвечает своему назначению. Одной из причин этого служит то обстоятельство, что психология в педагогических институтах является искаженной версией университетской (академической) психологии, ориентированной на подготовку профессиональных психоло- гов-исследователей. Очевидно, что каждый педагог должен быть психологически образован, но ему нет необходимости становиться при этом психологом. Именно это простое соображение определило наш подход к созданию профессионально ориентированных учебных дисциплин по теоретической и практической психологии.

Представляемый учебник «Психология человека. Введение в психологию субъективности» является книгой особого рода. В ней читатель-учащийся встречается с учеными и их учениями. И очень важно, чтобы встречи были интересными, содержательными, запоминающимися. Ответственность за организацию пространства и содержание встречи лежит на авторах. Мы хорошо осознаем трудности решения стоящих перед нами задач. И поэтому хотим высказать исходные идеи, положенные нами в основу работы над учебником.

Мы полагаем, что учебник должен представлять изучаемый предмет в его целостности. Это возможно при условии достаточно обобщенного и сжатого изложения материала. Задача учебника — ввести читателя в изучаемую область, системно изложить наиболее существенные направления и позиции в науке. Авторы не ставили задачу составить энциклопедию по психологии, а стремились обрисовать проблемное пространство, в котором читатель может самостоятельно двигаться. Содержание учебника должно побуждать к диалогу, размышлениям, к постановке вопросов и поиску ответов на них. Помочь ему в этом призвана рубрика «Психологическое самообразование», завершающая каждую тему.

Мы с полным правом можем сказать, что написанный нами учебник — авторский. Авторская позиция заявлена в идеологии, в содержании, в структуре учебника, она видна в нашей оценке различных психологических учений и научных школ. Однако мы не стремились утвердить свое видение трудных проблем психологии как единственно верное. Содержание пособия составили факты, понятия, теории, относящиеся к различным отраслям психологической науки: общей, возрастной, педагогической, социальной и др. При структурировании психологиче-

Основы психологической антропологии

ского материала мы сознательно не следовали логике психологии как науки. Отбор, синтез и изложение психологических знаний строились с учетом и рефлексией задач, которые предстоит решать педагогам в современном обществе, в своей профессиональной деятельности.

Первая часть «Основ психологической антропологии» — «Психология человека. Введение в психологию субъективности» — преследует цель в систематическом виде изложить современные представления о природе человеческой психологии, о ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также представить систему категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности. Предмет изучения — внутренний, субъективный мир человека; человек в проявлениях своих индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных и универсальных свойств; в системе его взаимосвязей и отношений с другими людьми. Задача этой части курса — показать сложность душевной и духовной жизни человека, создать целостный образ человеческой психологии, сформировать у будущего педагога интерес к познанию другого человека и самопознанию.

Вторая часть — «Психология развития человека» — видится авторами как развернутый анализ существующих понятий и теорий об условиях, противоречиях, механизмах, движущих силах, направлениях, формах и результатах психического развития человека. Здесь будет раскрыт особый предмет психологии — субъективная реальность и закономерности ее развития в онтогенезе.

Понимание и знание психологии человека, условий развития субъективной реальности составят, в свою очередь, необходимую основу для построения профессионально грамотного педагогического процесса, для выявления механизмов общения и сотрудничества педагогов и воспитуемых, в конечном счете — для реализации целей развивающего образования. Все это войдет в содержание третьей части общего курса — «Психология образования человека».

Мы отдаем себе отчет, что некоторые выдвигаемые нами положения и посылки могут оказаться спорными и недостаточно аргументированными. Можно ожидать критических замечаний опытных преподавателей психологии о неравноценности в содержательном и детальном описании различных свойств человеческой психологии. Начинающие систематическое изучение пси-

Психология человека. Введение в психологию субъективности

хологии студенты педагогических институтов и университетов могут упрекнуть нас в излишней усложненности текста учебного пособия или содержания его отдельных глав; как правило — это следствие объективной сложности и научной непроработанности обсуждаемых проблем.

Нам необходимы критические замечания о содержании, структуре, языке, методическом оформлении книги. Нам важно знать: необходим ли подобный базовый курс общепсихологического образования педагогов — «Основы психологической антропологии»? И если необходим, то как можно сделать его более научно обоснованным и дидактически совершенным?

Мы обращаемся с этими вопросами к ученым-психологам, преподавателям психологии, педагогам, к студентам педагогических вузов. Просим высказать ваши замечания об учебном пособии «Психология человека. Введение в психологию субъективности» и о всем замысле курса по психологической антропологии в целом. Ваши оценки, пожелания и предложения направляйте по адресу издательства «Школа-Пресс».

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ

1. 1. Феномен человека

• Человек как природное явление • Общественная форма жизни человека • Человек как душевная и духовная реальность

Что есть человек и в чем он проявляется? Какова человеческая сущность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть человеческое в человеке?

Поставленные выше вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика и, в первую очередь, педагогическая. Для педагога знания о человеке и его развитии составляют самую суть его профессии.

Человек как природное явление

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека,

это многообразие его свойств. Человек — существо многосторон-

На этой странице вы можете скачать книгу
«Слободчиков Виктор Иванович, Исаев Евгений Иванович, Психология человека. Введение в психологию субъективности».

Формат rtf.zip

Данная книга – первая в учебном комплексе – «Основы психологической антропологии» (вторая – «Психология развития человека», третья – «Психология образования человека»).

Здесь рассмотрены: предмет психологии человека, история и методы его изучения; описаны формы и способы бытия человека в мире, представлены основные образы субъективной реальности – индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный, как они сложились в системе психологического знания. Заключает книгу словарь основных понятий.

Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, лицеев, но и всем специалистам гуманитарных практик.

9.2. Влияние на селян с учетом их психологических особенностейНе смотря на то, что семья – самое близкое и дорогое, что есть у крестьянина, ссоры здесь происходят значительно чаще, чем у горожан. Около 1/3 селян достаточно часто ссорятся с членами семьи. Это вытекает из эффекта «двойного зажима»: он более проявляется на примере основных ценностей человека.

Классические юнгианские консультанты редко применяют интерпретацию песочных картинПока ребенок выбирает фигурки и играет с ними в песочнице, психолог выполняет функцию наблюдателя, схематично фиксирующего процесс построения песочной картины. Взрослый не привносит в песочницу свои фигурки, уважая персональное пространство маленького человека. Песочный художник сам строит и в.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯПрямое внушение — это внушение, направленное против проявления симптомов, борьба между вашим авторитетом и мотивами болезни. При этом вы не беспокоитесь об этих мотивах, требуя от больного только того, чтобы он подавлял их выражение в симптомах. Подвергаете ли вы больного гипнозу или нет.

ГЛАВА 5. Почему ты не умеешь вести себя хорошо?Мама терпеть не могла такие разговоры и страшно хотела, чтобы соседка ушла как можно скорее, но она продолжала болтать. Всё это время я молча сидел у окна, наблюдая за громадным шмелём, летавшим над цветком за окном.

3. Глава третья. Любовь и коммуникацияЗатем он, в свою очередь, рассказал о своих чувствах, о своем главном ощущении стыда, о своем чувстве одиночества, отделенности от других людей. «Я слышал и читал о том, что и другие люди так же страдают моим недугом, но о моем случае никто не знал, кроме меня. Я чувствовал себя отделенным от.

Слишком много не значит хорошоНекоторые мужчины, обожающие секс, в действительности относятся к женщинам неприязненно, так, словно секс – это соревнование, а не нечто объединяющее, общее. Они гордятся тем, что заманили женщину в постель. Я работал со многими подобными типами. (Часто клубы снимают одну квартиру для актеров.

Подготовка кадров.36. Финансовое обеспечение психологической работы осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.. ИНТЕЛЛЕКТ И СЕНСОМОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ.Чтобы продвигаться вперед, нет необходимости проводить реконструкцию всего пространства, достаточно просто дополнить его определенную сферу. Чтобы предвидеть какое-либо событие, починить велосипед, рассчитать свой бюджет или составить программу действия, нет необходимости резко изменять уже.

Так выглядит духовно-социальное состояние МастераТак выглядит духовно-социальное состояние Мастера, включающее два слагаемых: Мастера Жизни и Мастера Ремесла. В этом состоянии есть приоритет внутреннего действия перед внешним. Сначала подумай, прочувствуй,- потом сделай», — скажет Мастер своему воспитаннику.

Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf

Читать книгу на сайте: Читать онлайн

Виктор Слободчиков, Евгений Исаев

Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие

Выдающемуся психологу двадцатого столетия Льву Семеновичу Выготскому посвящается

© Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 2013

© Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Л. С. Выготский прожил по житейским меркам короткую жизнь – всего 38 лет. Годы его жизни (1896–1934) пришлись на переломный период в истории России. Образование он получил в дореволюционной России, окончив в…

Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть — очень интересные. К какому разряду отнести «Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе» Исаев Евгений Иванович, Слободчиков Виктор Иванович решать Вам! С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Интрига настолько запутанна, что не смотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. «Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе» Исаев Евгений Иванович, Слободчиков Виктор Иванович читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.


Статьи по теме