Толкование Канона Андрея Критского скачать

      Комментарии к записи Толкование Канона Андрея Критского скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Толкование Канона Андрея Критского скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шаблоны».

Толкование Канона Андрея Критского скачать.rar
Закачек 1408
Средняя скорость 6668 Kb/s

Толкование Канона Андрея Критского скачать

Аудио и Видео:

  • Великий Канон протопресвитер Александр Шмеман
  • Церковно-литургическое назидание по «Великому Канону» свт. Андрея, Архиепископа Критского епископ Вениамин (Милов)
  • Великое повечерие с каноном Андрея Критского М.С. Красовицкая
  • Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Великий Канон: история и иконографические параллели прот. Н. Погребняк
  • Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви монахиня Игнатия
  • Уроки покаяния по библейским сказаниям епископ Виссарион (Нечаев)
  • Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона иг. Филипп (Симонов)
  • Великий Канон: перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота)
  • Великий Канон: перевод митрополита Никодима (Ротова)
  • Покаянный Великий Канон святого Андрея Критского в четырех литературных версиях архиепископ Ионафан (Елецких)
  • Покаянный Канон Св. Андрея Критского в русском переводе еп. А. Милеант
  • Великий покаянный канон: перевод сщмч. Феофана Адаменко
  • Великий канон Андрея Критского: перевод Н. И. Кедрова
  • Великий канон Андрея Критского: перевод Владимира Ковальджи
  • Великий покаянный канон: перевод регента Анны Виноградовой
  • Канон великий Св. Андрея Критского в новом переводе на церковнославянский язык: перевод епископа Августина (Гуляницкого)
  • Великий канон Андрея Критского на церковнославянском языке
  • Великий канон Андрея Критского на греческом языке

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

В воскресенье 3 и 10 марта в группе воскресной школы для взрослых состоится разбор Великого покаянного Канона св. Андрея Критского, чтомого на первой седмице Великого поста.

Приглашаются все желающие.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского.
Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши!»

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей.
Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души.
Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.
Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения.
Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке.
Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу.
Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему.
И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Епископ Виссарион (Нечаев)
Толкования уроков покаяния

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрени в четверг пятой седмицы того же поста — полностью.

Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2).

От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).

Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: «Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие» (Песнь 3). «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога» (Песнь 5).

«Православие и Мир»

Св. Андрей, епископ острова Крита

Святой Андрей был родом из Дамаска.
Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн.
На 14-м году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освященного.
Прославившись здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность «питателя сирот.»
При императоре Юстиниане II-м св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.
Скончался св. Андрей в 712 году.

Св. Андрей известен, как проповедник и церковный поэт.
Составив многие вдохновенные молитвы и песнопения, он написал и Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом.
Написал он также канон на Рождество Христово и другие, трипеснцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие недели Ваий и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие.

Св. Мария Египетская

Мария двенацати лет ушла из родительского дома в Александрии и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочной жизнью.
Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было не мало.
Через 17 лет такой жизни Мария осознала своё падение, когда, будучи в Иерусалиме удерживаемая невидимой силой, не могла войти в храм.
Поняв, почему она недостойна войти в храм, она тут же покаялась перед Богом и решила совершенно изменить свой образ жизни.
Из Иерусалима Мария удалилась в суровую и безлюдную иорданскую пустыню и там 48 лет провела в полном уединении, посте, молитве и слезах. Так она суровыми подвигами совершенно искоренила из себя всякие греховные пожелания, а сердце очистила так, что оно стало как бы живым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей.
Он был поражен её великой святостью и даром прозорливости.
Однажды он видел её во время молитвы парящую в воздухе, а в другой раз — переходящую по воде реку Иордан, как по суше.
Преподобная просила старца через год снова явиться в пустыне со Святыми Тайнами.
Старец в назначенное время пришел к ней и причастил преподобную Марию святых Тайн.
Придя в пустыню ещё через год, в надежде увидеть святую, он уже не застал её в живых.
Тогда он похоронил её там же в пустыне, в чем помог ему лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы.
Это было, приблизительно, в 521 году.

Так преподобная Мария, из великой грешницы, с Божией помощью стала величайшей святой и оставила всем людям пример покаяния.
Память её отмечается 1-го апреля и в 5-е воскресение Великого поста.

Лица и события Библейской истории, упоминаемые в Великом Каноне св. Андрея Критского

ISBN: 5-94625-168-6, 978-5-94625-168-6

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, свт. (ок. 660-740), визант. подвижник, церк. поэт-гимнограф. Род. в Дамаске, подвизался в Иерусалимской обители св. Саввы. В качестве секретаря Иерусалимской Патриархии участвовал в VI Вселенском Соборе. Впоследствии А. был поставлен епископом г. Гортины на о. Крит. Самое известное произведение А. — Великий канон, содержащий 250 тропарей (строф). Весь канон посвящен теме покаяния. В качестве сюжетной канвы использована библейская история Ветхого Завета и Нового Завета. Образы и события свящ. Писания повсюду в каноне связываются с восхождением от греха к примирению с Богом. Память святителя Правосл. Церковь празднует 4 июля и 17 октября.


Статьи по теме