Тютюнникова Элементарное Музицирование с Дошкольниками скачать

      Комментарии к записи Тютюнникова Элементарное Музицирование с Дошкольниками скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Тютюнникова Элементарное Музицирование с Дошкольниками скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шаблоны».

Тютюнникова Элементарное Музицирование с Дошкольниками скачать.rar
Закачек 2345
Средняя скорость 5351 Kb/s

Тютюнникова Элементарное Музицирование с Дошкольниками скачать

Данная работа была написана с целью познакомить преподавателей с современной методикой дошкольного музыкального воспитания детей Т.Э. Тютюнниковой и побудить к самостоятельному дальнейшему ее изучению и применению на практике.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Зональное методическое объединение

Тема: « Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой»

Подготовила : пр. Банных Е.Ю.

ДШИ г. Свободный

Добрый день, уважаемые коллеги.

Меня зовут Банных Елизавета Юрьевна, на сегодняшний день я молодой специалист ДШИ города Свободного. В сентябре 2011 года я проходила курсы повышения квалификации на базе Дальневосточной государственной академии искусств в г. Владивостоке участвуя в авторском cеминаре-практикуме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» . Ее многолетний опыт , которым она делилась в течение нескольких дней и методическая литература, позволили мне, начать самостоятельный труд по организации подготовительного класса при хоровом отделении ДШИ г. Свободного. Задачей нашего с вами семинара сегодня является обзорное знакомство с методикой Т.Э. Тютюнниковой для того чтобы помочь вам в самостоятельном освоении этой методикой, если она вас заинтересует.

Краткие сведения об авторе методики Т.Э. Тютюнниковой

Для начала хотелось бы немного подробнее рассказать об этой методике и, о ее авторе.

Т.Э. Тютюнникова – кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», автор цикла семинаров «Учусь творить», автор многочисленной литература посвященной проблемам начального музыкального обучения, учитель музыки. Ее семинары регулярно проходят в различных регионах нашей страны, в их основе лежит двадцатилетний педагогический опыт автора, а так же материалы ее докторского исследования.

1. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование – форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельност, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки , как радости и удовольствия.

Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практичекая деятельность, а не абстрактно-интелектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое — дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.

Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жак-Далькроза.

Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на уроках творческого

музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпаниментом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

2. Практическая часть

Игра «Фруктовая полька»

Музицирование участников семинара на различных музыкальных инструментах в том числе и со ЗЖ под музыку М. Глинки «Полька»

Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах — это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.

В целом шумовой оркестр в младших классах должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть , как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и понятной детям.

Во время разучивания любой партитуры, лучше не начинать сразу играть с инструментами. Игра на воображаемых инструментах и звучащие жесты– это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со всеми детьми без лишнего шума.

  • Знакомство с историей
  • Разучивание со ЗЖ
  • Игра парами
  • Игра на инструментах

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»- речевая игра.

  • Театральная сценка
  • Разучивание со ЗЖ
  • С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон «Божья коровка»

  • Разучивание текста и мелодической попевки канона
  • Разучавание движений
  • Исполнение каноном по группам

О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.

Свой взгляд на проблемы начального музыкального обучения в нашей стране Т.Э. Тютюнникова доступно изложила в своей монографии «Видеть музыку и танцевать стихи». Эта монография является первым в России исследованием, посвященным данной проблеме. В ней автор, анализируя большое количество новейших зарубежных источников и опыт известных педагогов, интегрирует существующий мировой опыт в области музыкально-творческого обучения, делая его достоянием широкой педагогической практики.

  1. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
  2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» — Материалы семинара №1 – Москва 2009.
  4. E-mail: tatyana@tyutyunnikova.dnttm.ru
  5. Internet ресурс: www.orff.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение о методах работы на начальном этапе обучения музыке Т.Э.Тютюнниковой.

Почему, проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Ответ очевиден – музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, по.

Программа » Элементарное музицирование с дошкольниками «Карл Орф.

Данный материал был представлен на педагогическом совете.

В докладе в схемах, с комментариями представлена система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, при планировании своей образовательной работы с детьми, воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных .

Презентация дает представление о том, что такое элементарное музицирование.

Светлана Серебренникова
НОД «Играем с музыкой» с использованием игр по программе «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, (Подготовительная …)

Цель НОД: Создание педагогических условий, способствующих успешной социализации детей и развития коммуникативных способностей, инициативы и самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности.

1. Развитие воображения у детей при помощи импровизации в образных движениях под музыку, в музыкальных, музыкально – речевых играх и музыкально — ритмических упражнениях со звучащими жестами и без них.

2. Развитие ритмического, интонационного и тембрового слуха в играх со словом и инструментами,

3. Развитие артикуляционного аппарата при разучивании песен и музыкально — речевых игр; познакомить детей с новым приемом исполнения канона.

Оборудование: шумовые инструменты: бубны, колокольчики маленькие, колокольчик большой, металлофон.

Вводная часть: Дети входят в музыкальный зал, под звуки марша, встают в круг.

М. р. Здравствуйте, ребятки!

Снова музыка звучит

Всех играть нас пригласит!

Давайте с вами поздороваемся на музыкальном языке.

Музыкальное приветствие

М. р. Здравствуйте ребятки!

Дети: Добрый, добрый день!

М. р. Как вы поживаете?

Дети: Очень хорошо!

Логоритмическая игра «Приветствие»

Я здороваюсь везде: дома и на улице,

Даже здравствуй, говорю я соседской курице!

Здравствуй, небо голубое, (поднимают руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое. (скрещивают руки не опуская)

Здравствуй, легкий ветерок! (машут руками, изображая ветер)

Здравствуй, маленький дубок (слаживют руки перед собой «бутончиком»)

Здравствуй, утро (правая рука в правую сторону)

Здравствуй, день (левая рука в левую сторону)

Нам здороваться не лень (прижать обе руки к груди)

М. Р. А начнем наше занятие с веселой разминки!

-Где у нас пол (дети показывают пол)

-Где у нас потолок (поднимают руки вверх)

-Где у нас глазки (прикладывают ладони к глазам)

-Где у нас ушки (прикладывают руки к ушам)

1,2,3,4,5 (хлопают)-ААААА (глиссандо голосом наверх).

М. р. Звуки в музыке живут и играют и поют,

То отрывисто шагают,

То метели подвывают,

Никогда не унывают,

А какие же по длительности бывают?

Ответы детей (Длинные и короткие)

М. р. Молодцы! Поищем эти звуки? Тогда отправляемся на поиски длительностей в страну ритма.

Игра «7 прыжков».

Цель игры: Закрепить представления детей о длительностях.

Дети под музыку врассыпную гуляют по залу, выполняют 2 раза по 3 хлопка и кружение. Под звуковые сигналы разной длительности дети замирают в разных позах, меняя их на каждый сигнал (длинные и короткие звуки). Игра повторяется 2-3 раза.

М. р. Наши маленькие ножки погуляли по дорожке,

Ручки, ножки разбудили, а про пальчики забыли?

Логоритмическая игра «Вышли пальцы погулять»

Дети поднимают кисть правой руки, левой рукой поочередно щелкает по пальчикам.

Вставай Большак (щелчок по большому пальцу,

Вставай Указка (щелчок по указательному пальцу,

Вставай Середка (щелчок по среднему пальцу,

Вставай Сиротка (щелчок по безымянному пальцу,

Вставай и ты крошка- Митрошка (щелчок по мизинцу).

Тоже самое проделать с пальцами левой руки.

Вот Мизинчик плачет, плачет (поднять мизинцы,

Безымянный не поймет, что все это значит (поднять безымянные пальчики,

Средний пальчик очень важный, не желает слушать (поднести средние пальцы к ушам,

Указательный спросил (согнуть и разогнуть пальчики)

Может хочет кушать?

Вот большой бежит за рисом, тащит риса ложку (сделать «чашечку» ладонями)

И мизинцу говорит, на, поешь немножко (соеденяют поочередно большие пальцы и мизинцы).

Как мизинчик кашку съел сразу он повеселел,

Вместе с пальцами опять может он идти гулять (хлопки в ладоши).

М. Р. Ну, молодцы, пальчики разбудили, а вы любите секретики?

А вы хотите поделиться своими маленькими секретами?

Коммуникативная игра «Иди сюда» (Родина М. И)

Цель: научить ребенка ровно держать указательные пальцы правой и левой руки, научит двигать указательным пальцем в соответствии с текстом.

Иди ко мне (указательным пальчиком делают манящее движение)

Тебя прошу (указательным пальцем показать на партнера)

Иди сюда (указательным пальцем делают манящее движение)

Секрет скажу (указательный палец поднести к губам)

Шу-шу-шу, ши-ши-ши – (взять друг друга за плечи и наклониться с правой и с левой стороны)

Поменялись малыши (меняются партнерами).

Игра проводится 2-3 раза, при последнем проведении педагог говорит, «и обнялись малыши».

Слушание музыки: «Вальс- шутка» Д. Шостакович

Цель: Активное слушание музыки. В процессе тренировки движений руками, запомнить партии инструментов, порядок их вступления, ритмические рисунки с речевой поддержкой. Дети по своей инициативе выбирают инструменты.

Сказка «Два колокольчика».

М. р. Жили-были два колокольчика – большой и маленький.

Однажды маленький колокольчик проснулся, увидел, что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему по мобильному телефону. А большой колокольчик еще спал, и услышав звонок, подумал: «Кто же там, но кто же там?» — решил пока не вставать. Маленький колокольчик еще раз позвонил – никакого ответа,потому что большой колокольчик все так же думал, лежа в постели: «Кто же там, ну то же там?» Но когда он позвонил в третий раз и не услышал ответа в разговор вмешался Дедушка Металлофон. Он жил вместе с большим колокольчиком, поэтому подошел и провел палочкой у него прямо под ухом – «вжик!», потом еще и еще. И только когда он сыграл четвертый раз, большой колокольчик проснулся и ответил своему другу, когда он снова позвонил: «Да, пойду с тобой гулять!»

Вы хотите сыграть эту историю со мной вместе. Сегодня будем играть на воображаемых инструментах.: «звенеть» маленьким колокольчиком и проговаривать в ритме «дили-дили-дон». Партию большого колокольчика можно исполнить хлопками в ладоши. Партию металлофонов исполним в воздухе со звуком «фу-у-у!»

Если дети усваивают материал, можно ввести партии инструментов.

М. р. Тра-та-та, тра-та-та начинается игра,

Кружочек собирается, ворота открываются.

Игровая песня «Тра-та-та» сл. Д. Хармса

Цель игры: Раскрепощение детей, создание эмоционально-психологической комфортной атмосферы. Воспитывать у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора, способность наблюдать, сравнивать, учится у других.

Дети встают в круг поют зачин:

Тра-та-та, тра-та-та отворились ворота,

А оттуда из ворот вышел маленький народ,

А оттуда из ворот вышел маленький народ.

Затем двое детей образуют ворота, в которые артистично заходят и замирают в образе 4 рядом стоящих детей-это герои.

Одна бабка, вот такая,

А другая вот такая,

Третья бабка вот такая,

А четвертая такая.

Затем появляются дедка, козлики, кошечки.

При повторении игры воротики образуют двое последних детей из бывших солистов.

М. р. Вы все замечательные артисты! А теперь отгадайте загадку:

Летит коровка, черная головка,

Много точек на спине, шлет большой привет весне.

М. р. Правильно, это божья коровка.

Давайте споем ей песенку, но сначала согреем наши горлышки.

Распевание с использованием «Музыкальных узоров».

Игра «Переглядки»

Цель: собрать внимание детей, понимать друг друга, вызывать чувство сопричастности. При помощи взгляда педагога или других детей, дети меняются местами кружаться, прыгают, качаются и т. д.

Игровая песня «Божья коровка (детский фольклор)

Цель:Закрепить представления детей о пении приемом канон с использованием звучащих жестов.

После дети исполняют потешку «Божья коровка», сначала в одном кругу, затем в двух.

Божья коровка, черная головка (идут по кругу,

Полети на небо (поднимают руки вверх одновременно хлопаем)

Принеси нам хлеба (опускают руки вниз одновременно хлопаем)

Черного и белого (грозят указательным пальцем, одновременно топают ногой правой и левой поочередно)

Только не горелого (поочередно поднимают и опускают кисти правой и левой руки с выставленными указательными пальцами)

М. Р: А теперь мы будем двигаться по залу так, как вы хотите, а на 2 часть музыки будем поднимать руки вверх, хлопать и произносить волшебные слова «Ку-ку,ку-чи-чи», что в переводе с тарабарского языка означает «Мы самые веселые». Нас ждет страна «Выдумляндия».

В ходе игры назначать солистов, касаясь рукой плеча, взглядом или назвать ребенка по имени. Дети импровизируют, самостоятельно придумывают движения.

Игра «Ку-чи-чи»

М. Р. Ребятки а в «Выдумляндии» много почемучек. Кого называют почемучками?

Подведение итога занятия.

М. р. Долго с вами мы играли,

И немножко все устали,

Рыбок в ручки все возьмем,

Вместе в море отдохнем.

Релаксационное упражнение «Рыбки-подружки». (М. И. Родина)

Звучит «Аквариум» Сен-Санса

И. П. дети стоят по кругу, обе руки за спиной

М. Р. Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Выплыла другая рыбка и тоже стала искать себе подружку (кисть левой руки плавно выводится из-за спины а положении перед собой).

Вот поплыли обе рыбки из домика и встретились. И поздоровались подружки.

Здравствуй рыбка! (двигаются пальцы одной руки)

Здравствуй рыбка! (двигаются пальцы другой руки)

Рыбки играли и танцевали

И вместе устали.

Полежали, отдохнули, (дети ложатся на коврик)

Уплыли к себе домой и дома заснули…

М. Р. Звучит веселая музыка. Дети встают.

Вот и играм всем конец,

А кто играл, тот молодец!

Где ваши ладошки?

А теперь вам пора в группу, а нашим играм скажем:

Вы нас ждите и никуда не уходите.

Ритуал прощания, поем все …. До свидания (Дети поют).

Дети покидают зал.

Составление рассказа (из личного опыта) «Как мы играем зимой на участке» (подготовительная группа) Программное содержание: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение отбирать.

Интересное и увлекательное знакомство детей с музыкой (Создание совместно с детьми мультфиольмов про нотки и музыкальные инструменты). Обучая детей музыке, музыкальному искусству в целом, мы.

Календарно-тематическое планирование по программе «Наш дом — южный Урал» (подготовительная группа) Международный женский день (4 неделя февраля, 1 неделя марта) Познавательное развитие Знакомство с народным календарем Познакомить детей.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по технологии Т. Э. Тютюнниковой «Солнечный урок» Под яркую песню «Светит солнышко для всех» дети входят в зал, размахивая желтыми ленточками из гафрированной бумаги. Муз. рук: Здравствуйте,.

Конспект НОД «Моя Родина — Россия» с использованием ИКТ (подготовительная группа) Задачи: 1. формировать у детей интерес к получению знаний о России; 2. воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Зимующие птицы» (подготовительная группа) Конспект НОД с использованием ИКТ по образовательной области «Познание» Тема: «Зимующие птицы» подготовительная группа (6-7 лет) Выполнила:.

Конспект занятия с детьми младшей группы с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и ИКТ «Вместе весело играем» Цель: расширить представление детей об игрушках, способах игры с ними. Задачи: 1. Образовательные: 1. Закреплять знания об игрушках. 2.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование» Консультация для воспитателей: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование» Приобщение растущей и развивающейся.

Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма Научными исследованиями доказано, что любой музыкальный звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие.

Встреча с музыкой Музыка имеет большое значение в жизни каждого человека,особенно ребенка. С первых дней, ребенок слышит музыку,будь то доносящаяся из колонок.

Цели:

  • Развитие творческого воображения и мышления.
  • Формирование навыков общения и совместной деятельности.
  • Способствовать развитию навыков самостоятельности и активности детей.
  • Активизировать проявление творческих и артистических способностей.
  • Вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.
  • Действующие лица:

    • Скрипичный ключ.
    • До-ми-соль-ка.
    • Дирижёр.
    • Царица Музыки.
    • Пауза.
    • Король Шуршунчик Шорохович.

    Материалы и оборудование:

    Костюмы дирижера, царицы Музыки, До-ми-соль-ки, Пауза, Король Шуршунчик Шорохович.

    Деревянные палочки, маракасы, бумага, шляпки из стаканчиков из-под йогурта, «шуршунчики» из пластиковых бутылок, колокольчики, бубны, погремушки и др. шумовые инструменты.

    «Не люблю винегрет, дайте суп из конфет».

    Передача ритма маракасами, с использованием ритмического двухголосия (палочки выстукивают четвертями, а маракасы-шестнадцатыми и др.)

    Организация и методика проведения:

    Выход ведущей, читает стихи:

    Начнём скорее нашу встречу,
    Встречу с музыкой, сказкой, добром
    И пусть вам дарит музыка
    Ласку и тепло.
    Любите дети музыку
    Она прогонит зло.
    Любите дети музыку
    Иначе не может быть
    Она как, добрая фея,
    Она вам поможет жить!

    Выходит под музыку Скрипичный ключ:

    Умницы и шалунишки!

    Я — скрипичный ключ. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную волшебную музыкальную страну. Но сначала мы с вами поприветствуем друг друга. «Бемоль» и «Диез» спешите мне на помощь.

    1. «Приветствие со шляпками» (показ с привлечением зала).

    — Как здорово и интересно мы поприветствовали друг друга! А сейчас — в путь.

    & — А что ты умеешь делать?

    До-ми-соль-ка: Я не могу молчать, мне надо всё время звучать! А ещё я люблю всё делать наоборот. Вот!

    & — Покажи ребятам, что ты умеешь.

    2. Моделирование ритма в движении.

    До-ми-соль-ка: Не хочу винегрет, дайте суп из конфет (использует звучащие жесты, зал повторяет).

    & — До-ми-соль-ка ты такая весёлая и забавная, ты пойдёшь с нами?

    До-ми-соль-ка: Куда же вы идёте?

    & — Мы идём в волшебную страну музыки.

    До-ми-соль-ка: Как интересно, конечно я пойду с вами .

    Выходит дирижёр, размахивает руками.

    До-ми-соль-ка: Посмотри ключик, какой странный человек и он всё время машет руками. Он, наверное, разозлился, бежим отсюда!

    & — Подожди, мы сейчас у него спросим, что же с ним происходит? Здравствуйте!

    Я — дирижер. У меня беда — мои инструменты разбежались кто куда!

    Их надо помирить, в один оркестр соединить!

    & — Ребята, давайте поможем дирижёру.

    До-ми-соль-ка: А как нам это сделать?

    & — Очень просто, у вас под креслами находятся инструменты: палочки и маракасы, но для каждого инструмента будет своё задание.

    Дирижёр: Палочки, задание для вас:

    3. «Речевая модель».

    Мы палочки — стукалочки
    Стучим, стучим, стучим.
    А если вдруг устанем
    Молчим, молчим, молчим.

    Задание для маракасов:

    Мы любим целый день играть
    Веселья звуки издавать.
    Мы тарахтим, мы тарахтим,
    Мы веселим, мы веселим.

    Дирижёр: Будьте очень внимательны (выполняют по очереди команды дирижера, далее вместе — ритмическое двухголосие).

    & — Какой замечательный оркестр у нас получился.

    До-ми-соль-ка: Ключик, он такой хороший, давай возьмём дирижёра с собой!

    & — Давай. Дирижёр, ты пойдёшь с нами в волшебную страну музыки?

    Дирижёр: Конечно, пойду!

    Выход царицы — Музыки.

    Царица Музыки. — Здравствуйте, ребята! Здравствуйте жители музыкальной страны!

    Все: Здравствуй Царица Музыки!

    Ц.М.: Я вижу у вас есть инструменты, дирижёр, а где же ваш оркестр?

    & — Оркестра у нас нет.

    Ц.М.: Что же нам делать?

    До-ми-соль-ка: Я знаю, мы попросим помощи у зала.

    4. Игра в импровизационный оркестр (показ).

    & — Сейчас, уважаемые дети, мы просим вас поиграть в нашем оркестре

    (играют по показу взрослых в шумовой оркестр под звучание фонограммы).

    Вот как весело играли,
    Но немного подустали.
    Что же делать нам друзья?

    До-ми-соль-ка: Знаю, пауза нужна!

    Пауза: Здравствуйте! Я — музыкальная пауза. Я слышала, что вы устали и поэтому приглашаю вас, ребятки, на весёлую зарядку.

    5. «Зарядка» В. Данько.

    Дили — дили, дили — дили
    Колокольчики будили,
    Всех жучков, паучков
    И веселых мотыльков.
    Дили — дили, дили — дили
    Колокольчики будили
    Всех зайчат, всех ежат,
    Всех ленивых медвежат.
    И воробушек проснулся,
    И галчонок встрепенулся.
    Дили — дили, дили — дили
    Встали все — кого будили.
    Лапки вверх — подтянись,
    Лапки вниз — поклонись.
    Повернулись, подтянулись,
    Кувыркнулись, улыбнулись.
    Раз, два, раз, два
    Спит, сейчас, одна сова.

    1). Исполняют речевую ритмическую игру со звучащими жестами.

    2). Исполняют со звучащими жестами и шумовыми инструментами.

    & — Царица Музыки! У нас есть для тебя танец в подарок.

    6. Двигательно-импровизационное задание. Танец «Человек — леденец».

    (танцуют под фонограмму).

    & — (проговаривает — зал повторяет вместе с ним)

    — Похлопаем — потопаем,
    Пошлепаем — похлопаем,
    Поцокаем — пощёлкаем.
    А теперь мы помолчим
    И руками пошуршим.
    Мы шуршали, мы шуршали
    В королевство мы попали.

    Появляется король Шуршунчик Шорохович:

    — Сколько подданных в моём королевстве и сейчас они друг друга будут приветствовать.

    7. «Шуточка» В. Селиванов.

    Шуршунчики — шуршат,
    Там где ножки — тарахтят.
    А стукунчики стучат —
    Там, где нотки встали в ряд.
    Ну-ка, шуршунчики — пошуршали (звучит музыка, часть детей шуршат бумагой).
    Стукунчики — постучали (звучит музыка, другая часть детей играют на маракасах).
    А сейчас, друзья у нас
    Будет расчудесный сказ!
    — Ну-ка музыка играй,
    И веселья добавляй!

    (звучит пьеса, дети импровизируют, играя на маракасах и шурша бумагой ).

    Отгадайте-ка, ребятки
    Очень трудную загадку.
    Шур — Шур — Шур,
    Шух — шух — шух,
    Что за шорох ночью вдруг? (ответы из зала).
    Угадали вы, друзья,
    Это бабочек семья!
    Ну-ка бабочки скорей,
    Вы летайте для гостей! (звучит музыка с разных концов зала «вылетают яркие бумажные бабочки и раздаются всем гостям).

    8. Импровизационный танец «бумажных бабочек».

    Ш.Ш.: Будут бабочки порхать

    Танец дружно исполнять! (участвует весь зал — танцуют с бумажными бабочками под звучание фонограммы).

    Выходят все жители музыкальной страны, по очереди читают стихи:

    Мы желаем вам, друзья,
    Жить в мире музыки всегда!
    Музыка нас вдохновляет
    И творить нам помогает.
    Будьте смелыми, друзья!
    Идите, ищите, творите!
    Чему научились — дарите!

    Литература:

  • Авторская программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методическое пособие «Бим! Бам! Бом! Игры звуками«.

  • Статьи по теме